Родина предков

Родина предков
Родина предков
Фото: infoflag.ru
Иван Васильевич Сипайлов с внуками

Сегодня в проекте «Матери героев» мы расскажем о Лилии Ивановне Берсеневой, о ее родителях и детстве.

Иван Васильевич Сипайлов родился в 1916 году в деревне Чемкино Сургутского района, по национальности – ханты. В 1940-м в семье Ивана родился первый ребенок – дочь Лиля. До войны Сипайловы жили в деревне Усть-Балык Сургутского района.

В октябре 1941 года Ивана Васильевича забрали на фронт. Он воевал на Ленинградском фронте, был ворошиловским стрелком, вывозил раненых с поля боя. С декабря 1941-го
по октябрь 1942-го Иван Васильевич воевал в 129-й стрелковой дивизии, был разведчиком. Солдат награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

4 октября 1942 года был тяжело ранен, и его направили в Новосибирский эвакогоспиталь. До марта 1943-го находился на лечении, демобилизован по состоянию здоровья. Когда вернулся домой, Ивана Васильевича назначили заведующим избой-читальней в деревне Сатарино, где он проработал до 1944 года. С 1944-го по 1947-й Иван Васильевич возглавлял рыбучасток. В каждой деревне в годы войны были рыбучастки, лесозаготовительные участки, на которых работали женщины и подростки, главной целью у всех было приблизить День Победы.

Ивана Васильевича постоянно отправляли на руководящую работу в районе, поэтому и семье приходилось часто менять место жительства. Как члена КПСС, в 1947-м
его направили на учебу в окружной центр, в партийную школу.

В этот же год Лиля пошла в первый класс. В Лемпино при школе был национальный интернат, в котором жили дети со стойбищ. Девочка училась вместе с Геннадием Райшевым, который в дальнейшем стал хантыйским художником, членом Союза художников России, заслуженным деятелем культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке, в интернате. Там Гена продолжал заниматься рисованием. Для заработка писал на клеенке популярные в то время коврики.

В Лемпино Лиля проучилась со второго по четвертый класс. До сих пор она с теплотой вспоминает своего учителя Михаила Яковлевича Вивдича, который хорошо играл на мандолине, и ученики под звучание этого инструмента пели песни. В эти же годы Лилю и ее одноклассников приняли в пионеры. В здании школы и интерната были круглые печи, около которых ученики грелись во время перемены. Зимой с визгом катались с горы на оленьих шкурах.

Антонина Михайловна, мама Лилии, шила вещи для детей на швейной машинке «Зингер» (в семье уже было двое сыновей и две дочери). Шила и для школьного интерната: то фартучки для уроков труда, то постельное белье.

Лилия Ивановна Берсенева

В 1950 году Ивана Васильевича назначили бригадиром рыболовецкой артели в деревне Угут Сургутского района. Лиля помнит, как вещи их семьи загрузили в большую лодку (неводник), катер по воде перевез их на новое место жительства. Опять новая школа, новые одноклассники. Деревня была национальная: жители ходили по центральной улице в национальной одежде. Даже школьники придерживались своих традиций. Электричества в домах не было. На партах стояли лампы, которые горели за счет керосина. Учебников тоже было мало. Дефицит был и с бумагой. На центральной улице проводили уроки физкультуры. Ребята занимались бегом, прыжками. Лилия Ивановна с улыбкой вспоминает случай, когда во время бега она споткнулась и упала. И вдруг услышала: «Целый минута лежал». Это местный житель (с национальным диалектом) так выразил чувство жалости по отношению к девочке.

Девочка с детства помнит запах реки, от отца всегда пахло рыбой.

В летний период часто с отцом старшая дочь ходила в лес, собирала ягоды. Вроде бы Иван Васильевич специально и не давал уроков лесной азбуки, но, наблюдая за взрослыми, дети учились ориентироваться в тайге, искать дары природы, не нарушая ее красоты. Интересно было рассматривать следы звериных троп, их метки, слушать и различать голоса птиц, звуки насекомых. Так непринужденно, как бы невзначай, передавались из поколения в поколение правила жизни народов нашего края.

Отец был не только хорошим рыбаком, но и неплохим охотником. С охоты никогда не возвращался без добычи. Во время открытия сезона приносил глухарей, уток. И тогда всей семьей садились в кружок и щипали дичь, мясо которой в дальнейшем заготавливали на зиму. Так получалось, что круглый год тайга кормила население нашего края. Но заготавливали продуктов впрок столько, сколько нужно одной семье в определенный промежуток времени. А если добывали больше, то только для того, чтобы на вырученные деньги купить детям школьные принадлежности. Берегли, охраняли природу, думали о завтрашнем дне.

До 1953 года семья Сипайловых жила в Угуте. К этому времени Лиля окончила шесть классов. В 1954-м они переехали в деревню Тундрино.

Где бы ни жили Иван Васильевич и Антонина Михайловна, у них всегда было свое хозяйство.

С 1955 по 1968 год Иван Васильевич работал экспедитором на базе ОРСа.

Умер 22 июня 1982 года, похоронен в Самарово.

Фото из архива семьи Берсеневых

Продолжение истории читайте в следующем номере газеты «Знамя»

Ольга Гаврилова

Новости соседних регионов по теме:

После продолжительной болезни ушел из жизни народный поэт Якутии Иван Васильевич Мигалкин .
13:40 25.05.2024 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
 
По теме
Единороссы провели спортивные мероприятия в Югре - Единая Россия Они прошли в рамках летнего этапа всероссийского марафона «Сила Росси». Так, в Ханты-Мансийске на площадке штаба общественной поддержки в Югре состоялся шахматный турнир среди жителей города.
Единая Россия
Совместные профилактические рейды - МЧС В рамках проведения Всероссийской акции «Безопасность детства», сотрудники пожарной охраны совместно с представителями ГИМС провели профилактическое патрулирование набережной в населенном пункте Междуреченский.
МЧС
Летняя-оздоровительная кампания - Этнокультурный центр Этнокультурный центр в период летних каникул проводит экскурсии и разнообразные программы для детей из летних оздоровительных лагерей Белоярского района.
Этнокультурный центр